Бегунова Татьяна Леонидовна воспитатель
Развитие интеллектуальных способностей у детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОСРазвитие интеллекта - включает в себе развитие памяти, восприятия, логического мышления, т.е. всех умственных способностей Основной неотъемлемой частью по развитию интеллекта младших дошкольников являются игры. «Без игры нет и не, может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающие огоньки пытливости и любознательности»,- писал В.А.Сухамлинский. Огромную роль в умственном воспитание и развитие интеллекта играют дидактические игры. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Чудо-дерево», «Сложи квадрат», «Геометрическая мозаика». «Лего», счетные палочки, шнуровки. Большим подспорьем в развитие интеллектуальных способностей служат игры, сделанные своими руками: «Математический коврик», «Цветочная поляна», «Части суток», «Волшебные нитки», «Что, где, когда и почему», «Машенька», «Веселый компьютер», «Разноцветные прищепки», «Когда это бывает?», «Загадочный домик», «Цветные резинки», «Веселый счет». Для достижения результата я в своей работе предлагаю такие игры опыты, игры-эксперименты, как: «Игры с соломкой», «Музыка или шум», «Бумага, какая она?», «Что в коробке?». Младшие дошкольники обычно бывают увлечены самим процессом игры. Поэтому предлагаемые им игровые действия более просты и однотипны: отгадать разобрать, собрать, узнать. назвать. С помощью игры «Что в коробке?»,- дети знакомятся со значением света, его источником /солнце, фонарь, лампа/, усваивает, что свет не проходит через непрозрачные предметы/открыть крышку или прорезь и увидеть, что там лежит/. С целью закрепления математических представлений провожу игры типа: «Математический коврик», учить различать и называть геометрические фигуры, цвета; отчитывать определенное количество предметов по образцу; находить ошибку если количество предметов не соответствует числу, записанному цифры, стоящей рядом; находить предмет такой же формы. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, логического мышления, творческих способностей, пространственного воображения. «Цветочная поляна» включает в себе работу по ориентировке в пространстве, сравнению предметов и совокупностей, пространственно-временным представлениям. «Волшебные нитки» игра развивает сенсорные способности /восприятие формы, цвета, величины/, знакомит детей с геометрическими фигурами, их элементами. Развивает конструктивное умение составлять различные узоры и предметы. «Что, где, когда и почему» «Машенька» - эти игры рассказывает о красоте окружающей природы и о красоте, сотворенной руками человека. Игры помогут расширить словарный запас, углубить знания в области эстетического развития, развивать внимание, быстроту мышления, память. Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности. Как из квадрата получить 2 треугольника, а из 8 палочек построить 2 квадрата? и.т.д. и пальчики работают. Ведь мелкая моторика у детей развита еще слабо, а так хочется построить глубокий колодец, да еще постараться, чтобы он был ровный, не развалился. Для развития мелкой моторики можно использовать еще игры такого характера, как: «Шнуровки», «Цветные резинки». «Разноцветные прищепки» разноцветные бельевые прищепки – это главный тренажер для развития мелкой моторики, так как они тесно связаны с речевой функцией. . Ведь интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера , эмоций, личности в целом непосредственно зависит от речи. Многократное повторение движения, разжимая, сжимая с усилением, дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их любому плоскому предмету. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус, солнышко и.т.д. «Сложи квадрат» одна из развивающих игр по системе Никитиных. Складывая квадрат из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе ребенок с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части. Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать их возможно только в системе. Педагогом выбирается игра для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, со считывания, воссоздания и т.д, будь-то непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность, прогулка или другие режимные моменты. При этом инициатива и развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Например, во время уборки игрушек предложить мальчикам поставить все маленькие машинки на полку, большие под стеллаж, а девочкам - посадить за один стол больших кукол, а за другой - маленьких. Предложите детям на прогулке посмотреть вокруг и найти парные предметы: 2крыла, 2глаза……Во время сбора детей на прогулку спросите, у кого из них самый длинный шарф, а у кого - самый короткий; у кого- длинный и широкий; у кого- короткий и узкий. Как это узнать? В свободное время расскажите детям о больших и маленьких животных. Чаще беседуйте с детьми о том, какое время суток сейчас, какая погода, расскажите осенние приметы. Предложить детям нарисовать на земле или асфальте треугольник, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы. Во время сервировки столов спросите, какой посуды больше: чашек или тарелок и.т.д. Подводя итог, выше сказанному хочется особо подчеркнуть, что дидактическая игра вступает в роли стимулятора для развития интеллекта детей. Важно выбрать такие дидактические игры, которые развивали бы разнообразную умственную деятельность и развивали бы у ребенка именно то, что соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. 10 октября 2016 в 17:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.